Дисперсионный анализ: соединение теории и практики
Минимальное число классов градации (групп) — два. Классы градации могут быть качественными либо количественными.
Дисперсионный анализ — почти универсальный метод проверки различий в группах, поскольку применяется как в технических науках и маркетологии, так и в исследованиях поведения человека.
Как формулируются, принимаются и отвергаются гипотезы при дисперсионном анализе? При дисперсионном анализе определяют удельный вес суммарного воздействия одного или нескольких факторов. Существенность влияния фактора определяется путём проверки гипотез:
Ещё некоторые понятия дисперсионного анализа. Статистическим комплексом в дисперсионном анализе называется таблица эмпирических данных. Если во всех классах градаций одинаковое число вариантов, то статистический комплекс называется однородным (гомогенным), если число вариантов разное — разнородным (гетерогенным).
В зависимости от числа оцениваемых факторов различают однофакторный, двухфакторый и многофакторный дисперсионный анализ.
На что мы обращаем внимание при расчете статистической значимости A/B-теста / Хабр
Чем более точными требуются расчеты, тем меньший коэффициент α используется. Естественно, что статистические прогнозы в физике, химии, фармацевтике, генетике требуют большей точности, чем в политологии, социологии.
малый | средний | большой | |
48 | 47 | 46 | |
50 | 61 | 57 | |
63 | 63 | 57 | |
72 | 47 | 55 | |
43 | 32 | ||
59 | 59 | ||
58 | |||
Среднее | 58,6 | 54,0 | 51,0 |
Дисперсия | 128,25 | 65,00 | 107,60 |
3.Корреляционно-регрессионный анализ в Excel
На основе данных таблицы построим уравнение регрессии: ух=2,836-0,067х. Коэффициент регрессии а1=-0,067 означает, что с повышением урожайности зерновых на 1 ц/га затраты труда на 1 ц зерна уменьшаются на 0,067 чел.-ч.
Коэффициент корреляции r=0,85>0,7, следовательно, связь между изучаемыми признаками в данной совокупности тесная. Коэффициент детерминации r 2 =0,73 показывает, что 73% вариации результативного признака (затрат труда на 1 ц зерна) вызвано действием факторного признака (урожайности зерновых).
В таблице критических точек распределения Фишера — Снедекора найдём критическое значение F-критерия при уровне значимости 0,05 и числе степеней свободы к1=m-1=2-1=1 и k2=n-m=30-2=28, оно равно 4,21. Так как рассчитанное значение критерия больше табличного (F=74.9896>4,21), то уравнение регрессии признаётся значимым.
Для оценки значимости коэффициента корреляции рассчитаем t-критерий Стьюдента:
Втаблице критических точек распределения Стьюдента найдём критическое значениеt-критерия при уровне значимости 0,05 и числе степеней свободы n-1=30-1=29, оно равно 2,0452. Так как расчётное значение больше табличного, то коэффициент корреляции является значимым.
Оценка значимости коэффициентов регрессии
Уровень значимости в статистике является важным показателем, отражающим степень уверенности в точности, истинности полученных (прогнозируемых) данных. Понятие широко применяется в различных сферах: от проведения социологических исследований, до статистического тестирования научных гипотез.
Методы досрочного завершения теста
Pocock
Несмотря на кажущуюся наивность, некоторые крупные компании пользуются именно этим способом. Он очень прост и надёжен, если вы принимаете решения по чувствительным метрикам и на большом трафике. Например, в «Авито» по умолчанию уровень значимости принят за 0.005.
O’Brien-Fleming
Соответствующие уровни значимости вычисляются через перцентиль стандартного распределения, соответствующий значению статистики Стьюдента :
Ложноположительных результатов получилось 501 из 10 тысяч, или ожидаемые 5%. Обратите внимание, что уровень значимости не достигает значения в 5% даже в конце, так как эти 5% должны «размазаться» по всем проверкам. В компании мы пользуемся именно этой поправкой, если запускаем тест с возможностью ранней остановки. Прочитать про эти же и другие поправки можно по ссылке.
Уровень значимости в статистике.
- Разрабатываем фичу, но перед раскаткой на всю аудиторию хотим убедиться, что она улучшает целевую метрику, например, вовлечённость.
- Определяем срок, на который запускается тест.
- Случайно разбиваем пользователей на две группы.
- Одной группе показываем версию продукта с фичей (экспериментальная группа), другой — старую (контрольная).
- В процессе мониторим метрику, чтобы вовремя прекратить особо неудачный тест.
- По истечении срока теста сравниваем метрику в экспериментальной и контрольной группах.
- Если метрика в экспериментальной группе статистически значимо лучше, чем в контрольной, раскатываем протестированную фичу на всех. Если же статистической значимости нет, завершаем тест с отрицательным результатом.
Взять исходные данные согласно варианту работы (по номеру студента в журнале). Задан статический объект управления с двумя входами X1, X2 и одним выходом Y. На объекте проведен пассивный эксперимент и получена выборка объемом 30 точек, содержащая значения Х1, Х2 и Y для каждого эксперимента.