Четыре человека за доской и выбор хода костями. История шахмат — Часть 1
В этой части мы рассмотрим прародителей шахмат. Их вид и правила отличались от современных, играть можно было вчетвером, а ходы выбирались с помощью броска кости.
Происхождение шахмат остается предметом споров. Нет достоверных доказательств того, что шахматы существовали в форме, приближенной к современной игре, до VII века нашей эры. Упоминания игры находили в России, Китае, Индии, Центральной Азии, Пакистане и других странах. Все они отличались по формату от современных: в некоторых использовался кубик, некоторые имели поле в 100 квадратов.
В точности правила игры неизвестны, имеющиеся сведения неполны и противоречивы. Основной источник сведений — трактат хорезмского учёного XI века Аль-Бируни, в котором содержится лишь неполное описание чатуранги.
По легенде, в чатурангу играли четверо сыновей раджи, они управляли своими армиями, чтобы определить наследника царства.
Помимо варианта на четверых игроков предположительно существовала версия и на двух. Комплект фигур в таком варианте удваивался, сама игра была похожа на современные шахматы и имела дополнительную фигуру — советника (ферзь), который мог перемещаться на одно поле по диагонали.
В игре присутствовал элемент случайности. Фигура, которая должна двигаться в текущий ход определялась броском кубика:
- При броске 1 или 5 движется пешка или король. Короля можно побить, и он не обязан уходить из-под шаха.
- При броске 2 движется ладья. Она ходит через одно поле по диагонали, как наш слон.
- При броске 3 движется конь. Его ход тот же, что и у нас.
- При броске 4 или 6 движется слон. Слон ходит на одно поле вперёд, как пешка, и на четыре соседних поля по диагонали, как ферзь. Они говорят, что эти пять клеток соответствуют пяти конечностям слона (четырём ногам и хоботу).
У каждой фигуры есть своя стоимость, в соответствии с которой по окончании игры делятся ставки. Если игрок побил чужого короля, он получает за него 5 очков, за слона — 4, за коня — 3, за ладью — 2, за пешку — 1 очко. Два короля стоят 10 очков, три короля — 15; но если шахматист забрал всех чужих королей и сохранил своего, то он получает 54 очка.
Бытует мнение, что игра для 4 человек является лишь одной из вариаций и древним индийцам была знакома версия для двух игроков. Более того, предполагается, что первым был как раз вариант для двух. Увы, никаких точных документов с того времени не осталось, вся информация черпается из различных повестей тех лет.
Из чатуранги в разных странах развились китайские cянци, японские сёги, таиландский макрук, корейские чанги и персидский шатрандж (непосредственный предок шахмат). Касательно прямой наследственности последнего все еще ведутся споры, так как, судя по записям Аль-Бируни, в арабской и персидской культуре шатрандж – был уже давно известной и вполне себе оформившейся игрой для двоих
Немаловажно то, что именно арабский период появилась шахматная нотация.
- Конь (перс. Асп, араб. Фарас) – как в современных шахматах, перемещается Г-образным ходом и может перепрыгивать фигуры.
- Ферзь (перс. Ферс, араб. Фарсин) – предшественник современного ферзя, однако перемещался только на одно поле по диагонали в любом направлении. Ферзи в начальной позиции стояли на полях противоположного цвета, так что ферзь одного игрока не мог напасть на ферзя противника.
- Пешка (перс. Сарбаз и Пиада, араб. Байдак) – ходит на одно поле вперёд и бьёт по диагонали на одно поле вперёд (как в современных «Шахматах» за исключением того, что не имеет хода на два поля из начальной позиции и соответственно взятия на проходе. Пешка, достигшая конца доски, превращается в ферзя, при этом возможное количество ферзей на доске не ограничивалось.
Общий темп игры был достаточно низким, что породило теории о том, что такой игры вовсе не было. Но разрушает этот домысл наличие игр наследниц по темпу: макрук, ок-чатранг, ситтуйин.
Другой особенностью шатраджа были — табии или начальные позиции. Подобно полю боя, где в зависимости от рельефа командир расставлял свои воиска, тут игрок расставлял свои фигуры.
В сущности, табия представляет собой развитую дебютную позицию, где закончена мобилизация сил и начинается миттельшпиль. Табии обычно имели имена собственные, как то: «Аль-Муджанах» («Крылатая»), «Мушаихи» («Мудрая»), «Сайф» («Меч»), «Саял» («Поток») и т.д.
Табии не прижились в шахматах, однако довольно долгое время бытовали у некоторых северных народов (в частности, у аборигенов Алеутских островов), а также в Эфиопии, но как они туда попали, неизвестно.
Шатрадж, в отличае от чатуранги сохранил больше записей, включая задачи и партии. К примеру, вот одна из:
В условии задачи начинают чёрные, а выигрывают белые. В тексте, сопровождающем эту позицию, есть следующая фраза: «Если начинают белые, то они выигрывают в три хода» (действительно, после 1.Крa2 Крd3 2.Фb4 Крc4 3.Фa3 игра кончается), однако по условиям задачи первыми ходят чёрные. Решение зачади выглядит следующим образом:
Ферзь мог ходить только на одну клетку по диагонали. В конечной позиции чёрные теряют ферзя, и следует выигрыш позицией «король и ещё одна фигура против одинокого короля» (все прочие ходы по правилам шатранджа ведут к ничьей).
Шахматная викторина: 20 вопросов и ответов.
В разных странах эта игра имеет свое название: в Англии – чесс (chess), в Испании – ахедрес (el axedres), в Германии – шах (Schach), во Франции – эшек (echecs). Русское название берёт начало из персидского языка: «шах» и «мат», что значит «властитель умер».
Мифы Древней Индии
Существует 2 легенды, объясняющие происхождение индийской чатуранги:
- Игру придумал придворный Сасса, чтобы показать своему королю, что от правителя мало что зависит. Королю игра понравилась (не понял намека) и чтобы наградить изобретателя, он предложил ему выбрать любой подарок. Тот сказал: хочу столько зерна, чтобы на каждой следующей клетке оно удваивалось. С математикой у короля тоже было плохо и он не сразу понял, что даже на всей планете нет такого количества зерна. Дальнейшая судьба Сассы неизвестна.
- Игру придумал сын правителя, чтобы показать матери, как погиб его брат. Доска с фигурами отлично имитировала сражение и быстро понравилась правителю и его преемникам.
30 фактов о шахматах — πάπυρος — LiveJournal
- Играть в нее стало только два человека.
- Из игры убрали элемент судьбы — кости. Победа или поражение теперь полностью находились в руках человека. Британский историк шахмат Дункан Форбс считает, что этот переход связан с запретом церкви играть в кости.
- Победа достигалась матом (свержением короля). Правитель в восточном мире носил название “шах”. Персы, а затем и арабы говорили, что решающий ход — это “шахмат” — “король пал”. Так игра получила свое современное название.
В точности правила игры неизвестны, имеющиеся сведения неполны и противоречивы. Основной источник сведений — трактат хорезмского учёного XI века Аль-Бируни, в котором содержится лишь неполное описание чатуранги.