Поиск решения задач в Excel с примерами
Пользователи Excel давно и успешно применяют программу для решения различных типов задач в разных областях.
Оптимизационные модели применяются в экономической и технической сфере. Их цель – подобрать сбалансированное решение, оптимальное в конкретных условиях (количество продаж для получения определенной выручки, лучшее меню, число рейсов и т.п.).
В Excel для решения задач оптимизации используются следующие команды:
Для решения простейших задач применяется команда «Подбор параметра». Самых сложных – «Диспетчер сценариев». Рассмотрим пример решения оптимизационной задачи с помощью надстройки «Поиск решения».
Условие. Фирма производит несколько сортов йогурта. Условно – «1», «2» и «3». Реализовав 100 баночек йогурта «1», предприятие получает 200 рублей. «2» — 250 рублей. «3» — 300 рублей. Сбыт, налажен, но количество имеющегося сырья ограничено. Нужно найти, какой йогурт и в каком объеме необходимо делать, чтобы получить максимальный доход от продаж.
Известные данные (в т.ч. нормы расхода сырья) занесем в таблицу:
- Количество изделий нам пока неизвестно. Это переменные.
- В столбец «Прибыль» внесены формулы: =200*B11, =250*В12, =300*В13.
- Расход сырья ограничен (это ограничения). В ячейки внесены формулы: =16*B11+13*B12+10*B13 («молоко»); =3*B11+3*B12+3*B13 («закваска»); =0*B11+5*B12+3*B13 («амортизатор») и =0*B11+8*B12+6*B13 («сахар»). То есть мы норму расхода умножили на количество.
- Цель – найти максимально возможную прибыль. Это ячейка С14.
Активизируем команду «Поиск решения» и вносим параметры.
После нажатия кнопки «Выполнить» программа выдает свое решение.
Оптимальный вариант – сконцентрироваться на выпуске йогурта «3» и «1». Йогурт «2» производить не стоит.


Пример 1. Задача оптимального использования ресурсов.
- Ставим курсор в ячейку С1. Нажимаем значок функций. Выбираем «ЕСЛИ».
- Заполняем аргументы. Логическое выражение – B1>=4. Это условие, при котором логическое значение – ИСТИНА.
- Если ИСТИНА – «Зачет сдал». ЛОЖЬ – «Зачет не сдал».
Расчет оптимального плана производства позволяет компании заработать больше, используя ограниченные ресурсы. Создание модели плана производства в Excel экономит время и позволяет достаточно быстро оценить изменение прибыли при разных вариантах исходных данных.
Лист «Периодические»
Обычно такие задачи еще и мелкие. Например: ежедневная проверка электронной почты, ежемесячная оплата телефона и интернета. Поэтому, нет смысла помещать их в список текущих задач. Но есть смысл зафиксировать их один раз и освободить голову.
В таблице предусмотрено 4 периода для таких задач: день, неделя, месяц. И четвертый период «Редко» — для задач выполняющихся реже чем раз в месяц или однократных.
- Для периода «День» дополнительной информации по срокам не задается.
- Для периода «Неделя» задается день недели. Он выбирается из выпадающего списка.
- Для периода «Месяц» задается число месяца (от 1 до 31).
- Для периода «Редко» задается дата в формате мм.дд.гггг.
Задачи с приближающимся сроком выделяются жирным шрифтом, чтобы привлечь внимание.
- Задачи с периодом «Неделя» выделяются при наступлении соответствующего дня недели.
- Задачи с периодом «Месяц» выделяются за 1 день до срока.
- Задачи с периодом «Редко» выделяются за 3 дня до срока.
Выполненные задачи помечаются знаком «+» (плюс) в столбце «Вып-ние» (Выполнение). Названия выполненных задач выводятся серым цветом, чтобы не привлекать внимание.
При наступлении нового периода (новой недели, нового месяца) признаки выполнения можно снимать автоматически, нажимая на кнопку «Новый день», «Новая неделя», «Новый месяц».
Новые задачи добавляются в конец списка, в любую пустую строку. После этого надо нажать кнопку «Сортировать».

ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ (ПОИСК РЕШЕНИЯ) В MS EXCEL — КиберПедия
- Стоимость обновления зависит от того, насколько увеличивается функциональность новой версии таблицы.
- Сообщения о новых версиях получают только подписчики рассылки. Форма подписки внизу страницы.
Оптимизационные модели применяются в экономической и технической сфере. Их цель – подобрать сбалансированное решение, оптимальное в конкретных условиях (количество продаж для получения определенной выручки, лучшее меню, число рейсов и т.п.).